Газораспределительный механизм, как и любая составляющая двигателя, вещь надежная, но требующая ухода и своевременной замены. Основная запчасть, которая подлежит обновлению в системе ГРМ, – ремень, но иногда требуется его замена вместе с натяжными роликами или ведущей шестерней коленчатого вала. Бывает, что при замене ремня меняют и водяной насос. Прямой необходимости в этом нет, это делается потому, что мастеру удобно добраться до насоса. Насос может «отходить» и до конца пользования авто, но если он уже ломался – стоит менять сразу с ремнем.
Сейчас ремни ГРМ делают из резинометаллических материалов, и у них более ограниченный срок службы, чем у металлических цепей. К тому же современный ремень не чинится, а только меняется.
Зато у нового ремня хватает и плюсов:
Срок надежной работы ремня ГРМ указывается производителем и составляет примерно 60000-100000 км пробега, но совсем не факт, что ремень отъездит положенное, поэтому тысяч за десять километров до конца срока эксплуатации не помешает заехать на СТО и проверить двигатель, а заодно и ремень ГРМ.
Кроме обрыва ремня, что приводит к невозможности запуска двигателя, он может растянуться и ослабнуть. В этом случае машина ездить будет, но хуже – работа клапанов и поршней рассинхронизируется, двигатель станет хуже заводится. Причиной быстрого выхода из строя ремня ГРМ может стать протечка масла из под сальника распредвала. Резина у ремня немаслостойкая, и от масла быстро теряет упругость.
К чему приводит поломка ремня ГРМ.
При длительном сроке работы (свыше эксплуатационного, но и не только) ремень ГРМ может порваться или ослабнуть и слететь с приводных шкивов, что по результату – одно и то же. Последствия такого случая различны. Как минимум – замена ремня. Как максимум – кроме ремня, надо будет менять и блок цилиндров, и даже распредвал.
Различные последствия обрыва ремня зависят от типа двигателя. Когда слетает ремень – останавливается распредвал, а коленчатый вал продолжает движение, толкая поршни вверх. При этом часть клапанов опущена, и поднимающиеся поршни ударяют в клапана, сгибая их.
Не у всех двигателей поршни достают до клапанов, обычные бензиновые моторы могут обойтись без поломок клапанов, а вот все дизельные движки точно пострадают, а также все бензиновые V-образные. У дизелей к тому же расположение клапанов обычно рядное, и удар по ним поршнями гнет клапана и ломает распредвал.
Что касается марок автомобилей, теряющих клапана при обрыве ремня ГРМ, то это: Audi, Ford, Mazda, Honda, Nissan, Subaru, Kia и т.д. Машинам практически всех ведущих автобрендов придется делать, кроме замены ремня, ремонт двигателя.
Автовладельцам следует помнить: вовремя сделанная замена ремня ГРМ не только сбережет в целости нервы, но и сэкономит приличную сумму на ремонт повреждений двигателя!