Безопасность эксплуатации автомобиля зависит от многих факторов. Одним из них является сход-развал на авто. Что это такое? Чтобы ответить на этот вопрос, сделаем небольшой экскурс в теоретические аспекты устройства автомобиля.
Что означает понятие сход-развал
Чтобы иметь четкое представление о том, что такое схождение и развал, нужно знать, что крепление колес к раме автомобиля осуществляется под регламентируемым стандартным углом, при строгом соблюдении определенных параметров. Это заводские установки, которые при покупке нового автомобиля можно не проверять.
- Развал колес. Колесо может быть установлено строго вертикально (нулевой развал) или под некоторым углом к вертикальной оси (если смотреть спереди). Если оно отклонено от вертикали к центру (верхние кромки колеса сближаются друг к другу), это отрицательный развал. Если они направлены от центра (верхние кромки удаляются друг от друга), развал положительный. Основное преимущество развала со знаком (минус) – лучшее сцепление с дорогой, повышающее проходимость. Но при этом значительно снижается срок эксплуатации шин. Кроме этого, меняется крен машины, что способствует снижению его устойчивости. Стандартный (заводской) развал – нулевой.
- Сходимость колес – это понятие аналогичное развалу, только смотреть надо сверху. Иными словами сход — это угол между направлением движения автомобиля (его продольной осью) и плоскостью вращения колеса. Различают: нулевое, отрицательное и положительное схождение. Если сход отрицательный – водитель будет чувствовать все неровности на дороге, возможные частые заносы, хотя колеса и лучше реагируют на малейший поворот рулевого колеса. Положительное схождение способствует стабильному движению автомобиля на высоких скоростях, но в тоже время снижается его маневренность. Оптимальный вариант – стандартное (нулевое) схождение.
Для чего нужно регулировать сход-развал колес
У автомобилиста со стажем никогда не возникнет такого вопроса. Он прекрасно знает, как ведет себя на дороге автомобиль, у которого все в норме, и получает наслаждение от управления таким транспортным средством. Если сход-развал на авто установлен согласно заводским рекомендациям, то он обладает:
- минимальными отклонениями от прямолинейности движения (высокая устойчивость);
- превосходной маневренностью и управляемостью,
- пониженной склонностью к опрокидыванию в условиях езды по мокрому асфальту и в гололед,
- хорошим накатом и меньшим износом резины,
- экономным расходом топлива и комфортностью в управлении.
При нарушении установки углов схождения и развала, машина в одно мгновение может стать не управляемой, например, на мокром асфальте. Это одна из причин того, что водитель не может справиться с рулевым управлением и прочих непредвиденных ситуаций, которые неизбежно приводят к ДТП.
Как часто надо проверять угол схождения и развала колес
Большинство стран Европы ввело в качестве обязательного пункта при ежегодном техническом осмотре проверять правильность установки углов сходимости и развала колес. Но каждый автовладелец должен взять за правило проверять сход-развал на авто в следующих случаях:
- после проведения ремонта ходовой части, в частности при замене элементов рулевого управления, подвески и амортизаторов;
- после увеличения или уменьшения дорожного просвета;
- при плохой управляемости автомобилем,
- при повышенном износе резины;
- покупая подержанный автомобиль;
- если после последней регулировки сходимости и развала колес, пробег превысил 15000 км;
- каждый раз, когда производится сезонная смена резины.